• Данный сайт «РАСсвет» - Центр психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих особых детей» создан профессиональным сообществом педагогов дошкольных образовательных организаций города Воркуты: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. 

Терапевтические игры с ребёнком, имеющим РАС

Для чего нужно играть родителям в терапевтические игры с ребенком РАС, и как их правильно организовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В жизни у любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении – он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. В жизни аутичного ребенка такие моменты случаются чаще, чем у обычных детей, и справиться с ними сложнее как самому ребенку, так и его родителям.

Поведение аутичного ребенка разлажено, он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. Как следствие, они стесняются появляться с ним на улице и в общественных местах. На прогулке же предпочитают уединиться в тихий уголок парка, а не играть в обществе детей на детской площадке. Однако такой выбор пути наименьшего сопротивления позволит лишь на время спрятаться от проблемы; не решит ее, а лишь усугубит.

В моменты, когда ребенок начинает вести себя неадекватно, близкие взрослые должны отдавать себе отчет в том, что он делает это отнюдь не специально, а лишь потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.

Понимание причин психологически неадекватного состояния ребенка и знание особенностей проведения терапевтических игр помогают понять, для чего мы выполняем желания ребенка. Помните: основная цель проведения терапевтических игр – правильная, психологически адекватная реакция взрослого на неадекватное поведение ребенка с учетом особенностей конкретной ситуации. В этом случае, исходя из потребностей ребенка и действуя в его интересах, возможно вернуть его в состояние эмоционального равновесия, сделать первый шаг к контролю ребенка над собственным эмоциональным состоянием.

Для родителей аутичного ребенка такой подход может оказаться трудновыполнимым. С позиции взрослого человека такой путь может показаться неверным: что же будет дальше, если мы станем позволять ребенку все что угодно, будем удовлетворять все его желания (часто такие нелепые)?

Взрослому может показаться более рациональным давать ребенку конкретные знания – познакомить с геометрическими формами, цветами, научить считать и т. д. Но если пойти по этому пути, то через некоторое время вы будете вынуждены признать, что хотя запас знаний ребенка пополнился количественно, но в жизни он их не использует, а проблемы в поведении нарастают.

Исходя из собственной логики, взрослые пытаются организовать поведение ребенка. А поскольку поведение аутичного ребенка разлажено, близкие могут чувствовать себя беспомощными в моменты его неадекватных выпадов. И в результате выбирают путь прямого давления, который на первый взгляд кажется вполне приемлемым и дает пусть сомнительный, но быстрый результат: ребенок ведет себя более смирно, становится более удобным.

Но плата за это – рост числа страхов, подавленные негативные эмоции, а в результате – торможение развития. Прежде всего, представьте себе: такой ребенок живет в мире внутреннего дискомфорта и страха. Потому что для сознания ребенка с аутизмом, этот мир кажется чуждым. Эти страхи копятся с самого раннего детства, откладываясь в глубинах подсознания. И чаще всего ребенок совершенно одинок в своих переживаниях. Даже самые близкие люди не понимают его, напротив, могут усугубить состояние ребенка. Малыш начинает кричать – его просят замолчать, он хочет получить какую-то вещь – ему говорят: «Нельзя!», в конце концов он погружается в стереотипную игру – но это почему-то раздражает и злит маму, и она пытается оторвать его от любимого занятия. результате такого опыта, который накапливается ежедневно, мир вокруг становится для ребенка все более мрачным и страшным, а сам ребенок – все более беспомощным и запуганным.

Чтобы не допустить такого развития ситуации, и родители должны принять как аксиому следующее утверждение: на первом этапе обучения следует исходить из собственных желаний ребенка. Это позволит внести больше положительных впечатлений в его мир, сделать этот мир более приятным и комфортным. С другой стороны, это поможет избавиться от тяжелого груза негативных эмоций и страхов.

Безусловно, работа по такому сценарию требует самоотречения. Действительно, не каждый согласится даже на время забыть себя, растворяясь в другом. Но в этом и заключается основная задача родителя – стать той тропинкой, по которой ребенок пойдет навстречу миру. И однажды вы обнаружите, что ребенок с нетерпением ждет вашего общения с ним, и вы реально помогает ему найти себя в этом мире, даете ему новые возможности.

На этом пути есть множество подводных камней. В результате психотерапевтической работы в поведении ребенка обязательно возникнут изменения, но внешние их проявления могут показаться на первый взгляд негативными. Может казаться, что ребенок становится еще более неадекватным и неуправляемым. Чтобы подготовиться к таким неизбежным трудностям, разберемся в психологических закономерностях происходящего.

Ребенок выплескивает негативные эмоции, избавляется от накопившегося напряжения, его страхи постепенно гаснут и теряют свою интенсивность и силу. В таком состоянии открываются новые возможности для его развития, он становится более активным в своем познании мира. И ранее внешне спокойный и апатичный ребенок вдруг оживает и начинает более активно выражать свои желания, требует их выполнения.

Такая перемена в поведении, безусловно, положительное нововведение для ребенка, однако это может оказаться утомительным для близких. Ведь ребенок еще не научился контролировать свои желания – он может захотеть «всего и сразу». При этом он еще не умеет адекватно выражать свои желания, не умеет ждать. Ребенок одержим своими желаниями и не успокоится, пока не добьется своего. Но как бы ни было трудно, этот этап надо пройти.

Недопустимо пытаться контролировать поведение ребенка на этом этапе, ведь это станет подавляющим фактором для недавно проявившейся активности. Напротив, необходимо любыми возможными способами эту активность поддерживать. Покупайте новые предметы и игрушки, стараясь «обыгрывать» их вместе. Позвольте ребенку совершить желаемое действие – пусть походит по луже или попробует на вкус зубную пасту. Ваша задача – подстраховать его: после лужи скорее бежать домой сушиться, потому что «так холодно и мокро стало ножкам»; зубную пасту скорее выплюнуть и прополоскать рот – такая она «невкусная и несъедобная». При этом сохраняйте спокойствие. Недопустимо проявлять раздражение или растерянность. К тому же потребуется действовать очень гибко – в одном случае предложить заменитель желаемого, в другом – подстраховать, а в третьем постараться переключить на стереотипную игру (игры с любимыми предметами, игрушками).

Такой подход может показаться экстремальным. Но здесь во главе угла – интересы ребенка. Если же попробовать на этом этапе вводить необходимые правила и запреты, то мы вновь вынудим ребенка испытывать много негативных эмоций. Ведь ребенок еще не готов усваивать эти правила. Для начала он должен почувствовать собственную силу, «осмелеть». Почувствовать себя в этой реальности. Потому что для сознания ребенка с аутизмом, этот мир кажется чуждым. К тому же он пока не понимает, почему «нельзя», а рационально построенные словесные объяснения здесь не действуют – на этом этапе ребенок действует опытным путем. Дайте же ему возможность изучать мир, более активно действуя в нем. В результате у него появится необходимый опыт, на основе которого он получит возможность начать осмысление простых причинно-следственных связей. И только в этом случае ему станет доступен смысл необходимых правил, которые помогут организовать его поведение. Итак, тактика действий взрослого при проведении терапевтических игр предполагает следующие пути:

Организация исполнения желания ребенка при контроле всего течения игры. Целесообразность избрания такого пути подтверждается тем, что сила желания аутичного ребенка велика, а особенности его психики не позволят ему просто забыть о нем. Здоровые дети также являют чудеса изобретательности, добиваясь своего. Но в этом случае ими движет прежде всего мотив получения удовольствия; если желание оказывается трудноисполнимым, ребенок со временем забывает о нем. Аутичный ребенок испытывает прежде всего дискомфорт: именно желание избавиться от напряжения является для него мотивом достижения желаемого. При этом он не забывает о желании, может помнить о нем годами. К тому же если здоровому ребенку можно объяснить, почему его желание не может быть исполнено (дети наделены живым воображением, они еще не подвержены взрослой тотальной целесообразности, поэтому им ничего не стоит захотеть луну с неба или настоящую волшебную палочку, как в сказке) и он примет такую аргументацию, аутичному ребенку объяснить это невозможно. При этом аутичный ребенок не фантазирует, а желания его направлены в основном на мир предметов, часто он хочет бросить желанную вещь и посмотреть, что из этого выйдет. То есть можно говорить о стереотипности и примитивности его желаний;

– Предложение ребенку более адекватного заменителя желаемого: вместо плюшевого мишки бросить в окно бумажный самолетик, а вместо стеклянной банки – пластмассовую крышку от нее. Дети неохотно соглашаются на такие замены, но если его желание опасно, будьте настойчивы в своем предложении – ребенок согласится, если почувствует, что по-другому не получится;

– Переключение ребенка на стереотипную игру. Такой путь – единственно возможный, если ребенок захотел чего-то опасного для жизни, социально совершенно неприемлемого. Конечно, ребенок не согласится сразу с отказом, будет возвращаться к этой ситуации вновь и вновь. В этом случае взрослый должен сказать: «Нет!» и быть твердым в своем решении; недопустимо малейшее колебание, которое может почувствовать ребенок. Кроме того, возвращение к стереотипной игре станет обычным окончанием проведения любой терапевтической игры. Объясняется это тем, что аутичный ребенок не умеет контролировать свое поведение; из-за отсутствия такого произвольного контроля он, как правило, не может остановиться, тем более находясь на пике эмоционального возбуждения. Поэтому требуется контроль извне со стороны взрослого, который не должен допустить перенасыщения ребенка эмоциями;

– Проведение единой линии воспитания. Если ребенку говорить сначала «нет», а после долгих просьб вдруг сказать «да», у ребенка не сформируются четкие представления о том, что действительно возможно, а что нет. Он начинает совершенно искренне верить, что возможно все, но для того, чтобы это получить, надо поплакать, покричать и т. п. Для аутичного ребенка это особенно опасно: он не может учитывать тонкости человеческой психологии, и у него сформируется искаженная система представлений.

Виды терапевтических игр

Перед тем как приступить к описанию вариантов терапевтических игр, представим правила их проведения:

– Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств. Осуществить это можно путем повторения действий ребенка, его слов и вокализаций. Если ребенок закричит – покричите вместе с ним, если упал на пол – присядьте рядом, если произносит слова или фразы – повторите их. Благодаря таким вашим действиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот сложный для него момент. Однако здесь может возникнуть ряд трудностей у взрослого – скорее всего, вы обнаружите в себе ряд ограничений: окажется трудным крикнуть, т. к. в нашей культуре подобное поведение непринято и мы годами отучались проявлять эмоции подобным образом; скажутся стереотипы поведения («Что обо мне подумают?», «Как это будет выглядеть со стороны?»). Но постарайтесь отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека, забудьте на время о правилах приличия, думайте только о своем ребенке и не оставляйте его один на один с его переживаниями. Если вы последуете этому совету, то в последующем ребенок будет ждать от вас ответной реакции, проникнется к вам доверием и откроет свое сердце.

– Во время терапевтических игр перед взрослым стоит важная задача – объяснить ребенку его поведение путем эмоционального комментария. Основной смысл комментария – дать ребенку понять, что он «не плохой», а то, что происходит, – это такая игра. Обычно ребенок принимает такой способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых игрушек становится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди!» перетекают в игру «Заяц и волк»;

– Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его доверием, начинайте предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций. Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу, предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните, что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более спокойном состоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие событий, однако следует продолжать попытки. Знайте - «Дорогу осилит идущий!»

– Помните, что нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам – прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.). В такой ситуации немедленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира – крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара, спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет» взамен предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на запрет будет острой, стойте на своем;

– Такие игры возникают спонтанно. Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра перетекла в терапевтическую. Не делайте попыток «образумить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а действуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло;

– Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений начнет спадать. Как только это произойдет, становится возможным развитие сюжета игры, предложение новых вариантов развития сюжета. Более того, такое развитие необходимо – Ребенок не должен зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным материалом или предметом;

– В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность постепенного введения контролирующих правил и запретов. Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «наводнение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из коробки. При этом постоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

Основная цель терапевтической игры заключается в том, чтобы через выплескивание эмоций, ребенок смог избавиться от накопившегося напряжения в теле и нервной системе. При этом взрослому необходимо организовать этот процесс так, чтобы эти «странные действия» ребенка стали «легализованными» и имели конструктивный смысл. Это дает возможность для запуска механизма перехода деструктивной разрушающей энергии в конструктивную созидательную. Как это правильно сделать, описывается ниже в терапевтических играх.

Терапевтические игры.

Игры с крупами Дождь, град

Эта игра обусловлена фактурой материала – мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне), а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:

– позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

– некоторое время не использовать крупу в играх;

– давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Игры с ватой

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовьтесь заранее – запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

Снежная крепость

Затем, когда острота переживаемых ребенком в ходе игры ощущений станет спадать, предложите дальнейшее развитие сюжета игры. Для этого можно задействовать в игре разнообразные игрушки. Сделайте мишке «снежную берлогу», а куклам постройте «снежную крепость».

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом он с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.

Салют

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру – «салют продолжается».

Землетрясение

Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали – кубики, крупный конструктор, коробочки, – пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, – переключите его на стереотипную игру.

Мусорка

Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы – коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки – со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.

Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)

У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто – по голове. Причина таких действий – либо самоагрессия, либо самостимуляция. В подобных случаях затевайте игру. Обычно дети сразу включаются в нее, тем более если она уже знакома по прошлым занятиям. А вы получаете возможность контролировать силу ударов, переключить ребенка с агрессивных действий на игру.

Кто сильнее

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

Подушечные бои

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

Выбиваем пыль

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки – вот так, вот так!»

Детский футбол

Дети любят бросать вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нельзя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами, и на практике. Сказав: «Это нельзя!», если ребенок схватил неподходящую вещь, тут же предложите ему более адекватный заменитель. Организуйте игру в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.

Падающая башня

Из больших и маленьких подушек строится башня, на которую ребенок с криками запрыгивает. Башня строится такой высоты, чтобы прыжок был безопасен для ребенка.

Штурм крепости

Из подушек, одеял, пустых коробок строим «крепость», собирая все предметы в одну кучу. Затем с криками: «Бабах! Стреляем по крепости!» бросаем в «крепость» мячи. Игра продолжается, пока куча не разлетится на куски.

Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте – объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

Бумажная битва

Приготовьте «снаряды» – скомкайте страницы ненужных газет или журналов. Битва начинается: с криками: «от тебе!» бросайте друг в друга комки бумаги. конце такой игры соберите «снаряды» в коробку или пакет.

Бумажный листопад

В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» конце игры обязательно организуйте «уборку листьев».

Игры с водой

Обычно в такую игру перетекают сенсорные игры с водой – ребенок начинает разбрызгивать воду переворачивает емкости с ней. Предполагая заранее такое развитие игры, расположитесь на кухне или в ванной комнате. Не порицайте ребенка и не пытайтесь его остановить, а организуйте игру. К сожалению, в играх с водой есть жесткие границы, если занятие проходит в городской квартире. Но летом на даче никаких ограничений быть не должно – брызгайтесь и разливайте воду, сколько захотите. Если дело происходит в квартире, будет очень хорошо, если вы вместе с ребенком «устраните последствия наводнения», собрав воду шваброй.

Наводнение, водопад, фонтан

Если ребенок захотел разлить воду, организуйте игру в ванной комнате. Наберите теплую воду в ванну и начинайте переливать ее – наливайте в большие емкости и снова выливайте в ванну, устраивая «водопад», «фонтан».

Брызгалки

Летом на улице или на даче организуйте игры с разбрызгиванием воды. Можно использовать водяной пистолет, резиновую грушу, шланг с водой. этой игре допустимо «промокнуть до нитки», но по окончании игры переоденьте ребенка в сухую одежду.

Уже из описания игр становится понятным, что их проведение окажется для родителей непростым делом, потребует терпения, выдержки, постоянного контроля за ходом игры и страховки ребенка. И, пожалуй, главной трудностью станет контроль за эмоциями ребенка, адекватностью их проявления.

Литература.

1.Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, 2018г

2.Гил­берг К., Пи­тере Т. А­утизм: ме­дицин­ские и пе­даго­гичес­кие ас­пекты. – СПб., 1998.

 

 

Информация подготовлена

Запитецкой Е.Н., педагогом - психологом

МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г Воркуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: semyashka-olka (28.11.2018)
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar