• Данный сайт «РАСсвет» - Центр психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих особых детей» создан профессиональным сообществом педагогов дошкольных образовательных организаций города Воркуты: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. 

Практические рекомендации по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с РАС

Практические рекомендации по формированию навыков

социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с РАС

Развитие социально-бытовой ориентировки включает: навыки ухода за собой, навыки приема пищи, личной гигиены, навыки опрятности и ухода за одеждой и обувью, умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться, поддерживать порядок в игрушках и других вещах, навыки поведения в общественных местах, умение раскладывать купленные продукты по местам, ориентироваться в холодильнике и раскладывать продукты, накрывать на стол, убирать со стола. Данные навыки и умения способствуют повышению самостоятельности детей и их адаптации в различных жизненных ситуациях. Для успешного формирования социально-бытовых навыков в домашних условиях родители должны учитывать следующее:

  1. ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЗУАЛЬНЫМ РАСПИСАНИЕМ, которое даст возможность ребенку быть более самостоятельным в бытовых делах. Расписание может использоваться для иллюстрирования режима дня, определенной деятельности, отображая последовательность занятий или определенных действий. Расписание не должно вызывать никаких затруднений для понимания ребенка, чем больше шагов ребенку понятны, тем проще ему будет сделать все самостоятельно.
  2. НЕОБХОДИМО ВОВЛЕКАТЬ РЕБЕНКА В РАБОТУ ПО ДОМУ. Пусть он участвует в приготовлении обеда – бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по местам, капнуть на губку средство для мытья посуды; расставить ботинки в прихожей, засыпать порошок в стиральную машину и т.д. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей.
  3.  НЕОБХОДИМО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ШАГ ЗА ШАГОМ ОСВАИВАТЬ ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО. Для этого:
  1. помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Например, если он решился подойти к другому ребенку, но не знает, что делать дальше – быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого ребенка, спросите, как его зовут и представьте своего, предложите ему игрушку. Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Варианты зависят от возраста детей;
  1. в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации необходимо защитить и подстраховать его. Например, если вашего ребенка другой человек осуждает за неправильное поведение - подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему так произошло: «Ты быстро бегаешь, а тут малыши – смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». В таких случаях следует понимать, что ребенок отреагировал на произошедшее, даже если внешне он остался спокоен. Важно дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь. Затем следует дать понять ребенку, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация, затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно – дайте ему возможность выплеснуть негативные эмоции и после этого объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать в следующий раз;
  2.  гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в магазин, в аптеку и т.д. Рассказывайте ребенку, что такое почта, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке, в аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол и т.п. В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом, дайте ребенку возможность самому купить что-нибудь. Попросите ребенка помочь вам понести сумку с продуктами;
  3. осваивайте пространство постепенно. Для начала что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей;
  4.  готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. Расскажите ребенку подробно, что его ждет, покажите подходящую картинку/мультфильм. Хорошо, когда цель похода понятна ребенку. Обязательно объясняйте ребенку правила поведения в общественных местах и транспорте;
  5.  посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, например, различные кружки, – поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми, – огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие;
  6.  будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, – найдите место, где можно передохнуть. Если ребенок захочет вернуться домой – не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз он будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие;
  7. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, интересные моменты. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением;
  8.  внимательно следите за состоянием ребенка, его настроением. Удаляясь от знакомых мест, ребенок теряет уверенность. При появлении тревоги и дискомфорта лучше вернуться домой со словами: «Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать». При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите.

4.  ОРГАНИЗУЙТЕ ЧЕТКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Рекомендации по организации режима дня:

  • Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно комментируйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим настроением. Это поможет ребенку осмыслить происходящее, чувствовать себя более комфортно.
  • . Предлагайте ребенку вспомнить последовательность событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядок действий в той или иной ситуации.
  • Старайтесь, чтобы, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.
  • Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п.

5. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРОСЫПАТЬСЯ И ВСТАВАТЬ ПО БУДИЛЬНИКУ. Впоследствии необходимо научить ребенка как заводить будильник с вечера, правильно оценивать время, необходимое для сбора утром, определять время по часам и/или выполнять задачу в определенный промежуток времени.

6. ПОЛЕЗНО ВЫРАБАТЫВАТЬ СЕМЕЙНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТРАДИЦИИ. Особенности семейного уклада оказывают непосредственное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, дают ему ощущение безопасности, побуждают к дальнейшему познанию мира. Например, можно взять за правило провожать утром папу на работу, вечером собираться всем вместе за общим столом, в выходные дни могут стать традиционными прогулка в парк, поездка к бабушке и т.п.

 

При обучении ребенка навыкам поведения в быту следует соблюдать следующие правила:

– требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может и вы об этом точно знаете;

– соблюдайте принцип «от простого к сложному». Например, когда ребенок научится более или менее аккуратно есть, сидя за столом, можно приучать его убирать за собой посуду – отнести и поставить в мойку грязную тарелку. Затем – учить помогать маме накрывать на стол, мыть посуду после обеда и т.д.;

– обучение требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу;

– при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

– все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой;

– нужно быть особенно чуткими к поведению ребенка, стараясь по внешним проявлениям понять, чего он хочет. А поняв, не спешите выполнить его просьбу; используйте этот момент для обучения ребенка новым способам поведения. Например, ребенок хочет достать какую-то вещь, скажите: «Попроси: «Мама, дай…» «Покажи ручкой, как ты просишь – дай! Как хорошо попросил – молодец!» Сложность предлагаемой инструкции зависит от возраста и уровня развития ребенка. При затруднении предложите ребенку выбор. Например, если он настойчиво указывает на шкаф, требуя что-то достать, спросите: «Что достать? Коробочку? Шарик?» Так как ребенку важен результат, он примет такую помощь и постарается ответить кивком головы, голосовой реакцией, словом – в общем, любым доступным ему способом.

Если же вещь запретная (спички, лекарства, острые или бьющиеся предметы) или ребенок хочет сделать что-то потенциально опасное для себя и окружающих, близкие ведут себя иначе – ребенку надо сказать: «Нет!» и твердо стоять на своем. При этом нужно быть готовыми к тому, что реакция ребенка будет остро-негативной. Однако для безопасности ребенка нужно формировать у него систему необходимых запретов и правил. Чтобы сгладить остроту реакции на запрет, близким ребенка нужно научиться переключать внимание малыша, сглаживать эмоциональный накал. Это необходимо, чтобы не допустить накопления у ребенка опыта отрицательных переживаний.

Правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

 

Литература: Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

  1. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия, -- М.: Теревинф, 2004. - 136 с.

Информацию подготовила

педагог-психолог МБДОУ

 «Детский сад №35» г. Воркуты

Лимонцева Г.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: semyashka-olka (15.02.2019)
Просмотров: 878 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar